1
Первой потерей стал
вой волков, который
по замыслу Триши Доннелли (
Trisha Donnelly)
должен был доноситься
из тоннеля на станцию московской подземки. Сначала художнице предложили станцию
не под землёй, а над рекой, тем самым выставив её дурой. Если вой волков, доносящийся
в подземелье из гигантских чёрных нор
можно было прочесть,
то воем волков на обледенелом крытом мосту оставалось либо бессмысленно наслаждаться, либо наслаждаться, мысленно
перенося его на другие станции.
Но этого организаторам
показалось мало, они сорвали звуковую инсталляцию
за три дня до открытия и предложили убавить громкость
и переместить вой волков в небольшую деревянную коробку, подвешенную
на стену где-то в мрачном замке
Музея ничего, иногда называемом
в шутку «бывшим музеем
Владимира Ленина».
Я прошёлся по этому музею дважды
и увидел коробку лишь
на фотографии, опубликованной
в конце февраля
на странице биеннале. Услышать вой мне
не довелось.
У меня возникла идея поездить по Сокольнической линии подземки
и в нужном месте, сидя
на лавке, потявкать,
но я не сделал этого.
2
Второй запорченной работой стала «Шишка-пипи» — жёлтая сосулька из мочи посетителей, которую группа Gelatin хотела подвесить из окна над Красной площадью. Здесь в моём тексте опять появляются организаторы, которые не попытались договориться с Историческим музеем об аренде оконного проёма, выходящего в сторону Покровского собора.
Более того, эти злодеи не имели меры и запихнули сосульку во внутренний двор Музея ничего, хотя подвесить сосульку в этом же музее, но в окне, выходящем на площадь Революции, было более чем реально.
Я спросил себя: «Были ли основания бояться скандала, если бы сосулька свешивалась со стороны площади?»
И ответил себе: «Конечно, нет. Люди, посетившие биеннале, терпимы к искусству. Люди, не посетившие биеннале, самостоятельно о материале сосульки не догадались бы. Если бы им сказали, что это за сосулька, то большинству было бы всё равно. Те, кто способен почувствовать себя глубоко оскорблённым такой сосулькой, не стали бы кричать о своём унижении, потому что в эти дни они кричали об ещё большем унижении платить в транспорте как все. Телевизионные призывы возмущаться сосулькой эти лица восприняли бы как попытку отвлечь их на полную ерунду».
Но Gelatin показал надсмотрщикам искусства кузькину мать и повесил на стену эскиз своей работы.
3
Третий потерпевший, Константин Лузер (Constantin Luser), придумал новую, низкотехнологичную версию свободного микрофона Дмитрия Диброва. «Светопишущая машинка» (Lighttypingwriter) — это сеть из мощных ламп и пульт с выключателями. Лампы развешиваются на какой-нибудь широкой стене небоскрёба, а пульт располагается перед ним. Любой желающий, подойдя к пульту и поигравшись с ним, может составить из ламп несколько слов или картинку. Ранее работа вывешивалась в 2003 году на небоскрёбе в австрийском городе Граце (Graz).
Я понял, зачем нужно
было вешать эти лампы ещё раз, теперь на самой укромной стороне Центрального дома художника (ЦДХ): организаторы биеннале хотели унизить ещё кого-нибудь помимо Триши Доннелли.
К призывам Константина Лузера освободиться от любых условностей
и цензуры, организаторы биеннале добавили письменное предостережение
об ответственности за невежливые или призывающие к противоправным действиям надписи. Электричество подавалось
три часа в день — с пяти до восьми часов вечера.
Первого февраля Николай Молок известил,
что лампы не провисели и двух дней, как были скинуты со стены дома неизвестными ветрами.
Вечером первого же февраля, если верить странице биеннале, должно было состояться
торжественное открытие работы.
15 февраля продрогшая Ксения Иванова сообщила стране
о том, что ей удалось зажечь лампочки лишь тогда,
когда она смирилась
с отказом инсталляции работать.
16 февраля около семи часов вечера возле ЦДХ прогуливался я.
Не зная ничего
о машинке Константина Лузера, я фотографировал удивительные логотипы «Картины»
и Третьяковской галереи, расположенные
на той же стороне ЦДХ. Мне сложно вспомнить,
но кажется, что на самом верху
с крыши скученно
и скромно свешивались
какие-то провода,
на которые я не обратил внимание.
Ни одной лампы
не горело.
4
Четвёртый пример воспитательного менеджмента в искусстве иной. В нём нет пострадавших и уничтоженных художественных работ. Просто в Россию, где ещё ни разу не показывали фотографии Роберта Мэпплторпа (Robert Mapplethorpe), привезли совсем не те работы, которые сделали художнику имя, а те, на которых нет больших или эрегированных пенисов, а также мазохистских костюмов, аксессуаров и снарядов.
Трусливость вышла концептуальной: не лучшие работы худшего фотографа сопоставили с не лучшими гравюрами отвратительнейших
(я обо всём жанре) маньеристов.
Я даже поверил, что существуют удивительные люди, которые ранее были знакомы
и с тем, и с другим,
но сходства не видели. То, что господин Мэпплторп добавил
в свои работы — хуй, сходству с маньеристами действительно мешало.
Общий вопрос:
Почему тоталитаризм растёт снизу?
Или другими словами, кто вложил в тёмные головы организаторов биеннале уверенность, что им платят за изыскание художественных работ, которые могут вызвать в будущем неудовольствие их начальников или скандал, и за уничтожение этих якобы опасных работ?
Частные вопросы:
Кто принимал решение об актах цензуры художественных работ, представленных в биеннале, и кто отказывался реализовывать работы в их первоначальном виде? Кто ответственен за это?
Как можно получить отчёт о проделанной работе тех, кто принимал эти решения?
Сколько дней на самом деле провисели лампы «Светопишущей машинки»?
В какое время «Светопишущая машинка» работала?
Когда была свёрнута выставка на станции «Воробьёвы горы»?
Когда были свёрнуты другие выставки биеннале?
![](http://graphicfiles.narod.ru/pictures/service/pr1.gif)
12 марта 2005 г., public domain![](http://graphicfiles.narod.ru/pictures/service/pr1.gif)
![](http://graphicfiles.narod.ru/pictures/service/toppartition.gif)
Рейтинги художников Доннелли, Gelatin, Лузера и Мэпплторпа
![](http://graphicfiles.narod.ru/pictures/service/000000.gif)
harriszachemnametonuzhno@male.ru![](http://graphicfiles.narod.ru/pictures/service/pr1.gif)
![](http://graphicfiles.narod.ru/pictures/service/bottompartition.gif)
http://graphicfiles.narod.ru/notes/2005-03-12/culturalmeanness/
![](http://graphicfiles.narod.ru/pictures/service/pr1.gif)